Гигант уже не молод, но все еще силен! Ан-22, «Антей».

Продолжение серии о транспортных самолетах

Большая фотография
01
15 июня 1965 г., пятый день XXVI Международного парижского авиасалона. Диктор, прервав утреннюю трансляцию, объявляет: «Из Советского Союза к нам прибывает самый большой в мире самолет, - и с сомнением в голосе продолжает: - Этот воздушный гигант может вместить 720 пассажиров или поднять 80 т груза». Вскоре в Ле Бурже приземлился Ан-22 - гигантская транспортная машина, получившая по инициативе Генерального конструктора О. К. Антонова имя «Антей».


02
Большая фотография:
«Корабль ожидали увидеть чудовищным, бесформенным, пузатым, а увидели его в конце посадочной полосы элегантным и «породистым», касающимся земли очень мягко, без малейшей тряски...»,- написала французская газета Humanite на следующий день.

03
До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них. И это все еще самый большой в мире турбовинтовой самолёт.

04
Ан-22 должен был решать стратегические задачи, перевозя на дальность в несколько тысяч километров любые военные грузы. Его разработка стала возможной после появления турбовинтового двигателя НК-12, созданного для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-95.

05
Номенклатура грузов, оговоренная заказчиком, была весьма широкой: межконтинентальные баллистические ракеты, боевая и инженерная техника, крупногабаритные и негабаритные грузы.

06
Грузовая кабина проектировалась с учётом всей имеющейся в стране военной и гражданской техники массой до 50 т. Однако, главной задачей нового самолета являлась доставка межконтинентальных баллистических ракет и стартового оборудования. Идея была следующая: самолет должен доставлять ракеты на ближайший к пусковой шахте аэродром, а непосредственно на место ракета должна была доставляться вертолетом.

07
Ан-22 самый большой в мире турбовинтовой самолёт. Первый полёт выполнил в 1965 году. Серийно произведено 68 экземпляров. До 1968 г. он был самым большим самолетом в мире! (в 1968 году этот титул перешел к Lockheed C-5 Galaxy, а потом к «внуку» Антея - Ан-124 (C-5 длиннее, у АН-124 больше размах крыльев)

08
Большая фотография
Ан-22 конкурировал с Ил-76, а потом и с Ан-124. Ан-124 может перевезти до 90 т. крупногабаритных грузов на 9 тыс. км, а Ил-76 - максимум 45. А расход топлива у «Ила» больше. Ан-22 при этом способен поднять в воздух 60 т. при расходе топлива, значительно меньшем, чем у «Руслана». То есть Ан-22 эффективнее Ил-76. При этом, в отличие от Ан-124, которому для взлета нужно не менее 3 км полосы, «Антею» достаточно 2,5 км.

09
Хвостовое оперение — двухкилевое не случайно. Киль традиционной формы при отклонении руля поворота создавал бы большие крутящие моменты, и фюзеляж самолета в районе грузового люка мог бы просто деформироваться.

10
Сами кили – огромных размеров,

11
Силовая установка самолета состоит из четырех турбовинтовых двигателей НК-12МВ конструкции Н.Д. Кузнецова, которые устанавливались на бомбардировщики Ту-95. Воздушный винт самолета Ту-95 диаметром 5,6 м был рассчитан на крейсерские режимы полета и имел стартовую тягу всего 8800 кгс. Для «сотки» требовался новый винт с тягой не менее 13000 кгс. ОКБ-120 (К.И. Жданов) разработало воздушный винт диаметром 6,2 м, а Н.Д. Кузнецов адаптировал под него двигатель. Была получена двигательная установка с тягой 14 600 кгс, которая не имела равных в мире.

12
Сзади расположена загрузочная рампа.

13
При первом запуске двигателя произошёл курьёзный случай. "Как только я," - вспоминает бортинженер Воротников В.М., - "перевёл РУД с малого газа на взлётный режим, в кабину вбежал начальник бригады эксплуатации. Он сказал, что мощная струя газов сбила с ног проходившего мимо зам. главного конструктора Белолипецкого, а будку с вохровцем, перевернув, отбросила в сторону".

14
Ан-22 может садиться на грунтовые и заснеженные аэродромы. Взлетная масса 225 т. На Ан-22 «Антей» установлен 41 мировой рекорд, в том числе с максимальным грузом 100 444,6 кг поднятым на высоту 7848 м.

15
Ан-22, также как свой «родственник» по моторной линии Ту-95, известен благодаря своему звуку. Любители авиации всегда узнают его, когда его еще не видно. Справедливости ради надо сказать, что шумит Ту-95 сильнее, хотя диаметр винтов у него меньше.

16
Красиво разбегается и плавно отрывается от полосы.

17
С этим самолетом тесно связана судьба знаменитой летчицы Марины Лаврентьевны Попович. На Ан-22, она завоевала десять мировых рекордов в качестве командира воздушного корабля.
В последнем рекордном полёте Ан-22, возглавляемый Мариной Попович, преодолел 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.

18
Как не сняться с таким красавцем?

19
Обещанное видео, снятое Артемом Орловым. Снимали вместе, я фото, он видео.

Сейчас ВВС России использует пять самолетов Ан-22, еще шесть помещены на хранение.
Ранее в серии были репортажи:
·         Про Ил-76 «А теперь «Горбатый», я сказал «Горбатый»!
·         Про Ан-26: «Летчикам положен C2H5OH!» 
·         Про Ан-72/74 «Чебурашка летает!»
·         Про Ан-12: «Этот самолет делает деньги!»

Пусть еще полетает – красивый самолет! Уже не молод, но все еще силен!

 Подписаться на новости    Добавить в друзья    Кнопка для «КРУТЫХ блогеров
promo ivan_stalich february 19, 2016 02:51 26
Buy for 10 tokens
Конспект-анализ книги В конспекте я отвечу на следующие вопросы: 1. Нужно-ли читать данную книгу и если читать, то, кому, и для чего 2. Что полезного есть в этой книге 3. Негативные впечатления от книги Вы узнаете главные выводы из книги в сжатом виде и поймете - стоит-ли ее читать. Ко…
К вопросу о двухкилевой схеме. А не планировали ли перевозку чего-нибудь объёмистого на спине 22-го? Лишние вес и Cx двухкилевой схемы как-то плохо оправдываются одним лишь снижением крутящего момента.
Тоже так думал, (основываясь на двухкилевой схеме Мрии), но нашёл только то, о чем написал...
Ещё одна редкая птичка которую трудно поймать в полете слишком уж редка
Нас, слава богу радуют периодически. Хоть не так часто, но все-же залетают. только в этом посте 3 разных самолета, снятых в разное время...
Пацанёнком жил в Твери (Калинин), там аэродром военный "Мигалово" вроде. Так эти звери как шли гружёные на взлёт до сих пор помню, почти над головой, стёкла трясутся, посуда звенит и вибрация по телу)))))... в пятиэтажке с закрытыми окнами. Да и на посадку гружёный тоже ревел нехило, а вот порожняком на посадку как по маслу... на двух движках. Запомнились вот...
Мощь чувствовалась задолго до его появления))).
Здорово! Интересно что ВСУ у него в отсеках шасси расположено, получается что у него их две?
А ещё был нереализованый проект двухпалубного пассажирского варианта на 720 мест. И всё это за несколько десятилетий до А380... :) Хотя судя по убыточности данной программы А380 скорее всего правильно сделали что отказались от пассажирского Антея... :)
Знаю. что вариант перевозки солдат в двухэтажном варианте точно был возможен
Проводник, чаю! :)

Купе за пилотской кабиной.
После восьмого фото "«Антею» достаточно 2,5 тыс" надо либо добавить "м" либо поменять "тыс" на "км".
Украинцы делали "Антей" и "Мрию". Укропы сделали "Молот"
Мечта любого авиафотографа. Этот самолёт. Я снимал его всего лишь раз. Как жаль. Не могу повторить это дело. Неуловим для меня Антей.
С детства помню звук двигателей. Плывущий высоко в небе Подмосковья. Как волна то приблизится то удалится. ПЕСНЯ. И плывет Антей по небу так неторопливо и важно. Именно плывет.

воспоминания греют.)))
Родился бы я пораньше , когда это золотое время было... Эх....
Благодарствую.
Вам спасибо! Очень близки и понятны ваши чувства...
И про то, что он плывет - тоже согласен.
Мне видимо повезло - удалось поймать Антея не один раз, и разные борты. И даже подойти под крыло, и снять вблизи...
Угу.. Были времена, когда не возникало..., что Ан-10 назывался "Украина".
после одного случая , не очень хочется летать ) но самолет красивый .
Тут наш уважаемый Алексей Кочемасов (http://letchikleha.livejournal.com/) отписался, что летал на Антее. Вот-бы интересно его впечатления почитать, он рассказчик от бога!

Видео сделано с душой! Редко кто так может снять взлёт. Автору - респект!

Да, Артем - большой мастер! Надо отдельный пост сделать с его роликами!
Красивый самолет и фотографии суперские! Если Вы непротив, то возьму Ваши фотографии для того, чтобы этот самолет нарисовать. А то все машины, да машины рисую. Все хочется за самолеты взяться, теперь точно возьмусь за рисунок самолета )
Могучий аппарат. Интересно читается, Иван, спасибо!
Сколько их всего осталось, интересно, надо глянуть.
Об "Антеях" я читал много и в западной прессе. Именно оттуда я понял, насколько они были востребованы. "During two decades they were keeping extremally bisy" - "В течении двух десятилетий они были предельно загружены". Показательные факты: таинственное исчезновение Ан-22 над Атлантикой, направляющегося на Кубу - и это через 4 года после окончания Кубинского Кризиса! В прессе была масса спекуляций, но кому нужно - тот понял факт правильно. В несколько дней после смерти президента Насера в Египте они спешно эвакуировали полдюжины новейших на то время перехватчиков Миг-25 из Каира. Да и вообще "Антей" - это шедевр!

Edited at 2016-12-05 08:39 am (UTC)
Хорошая статья. Только не совсем понял по какой причине идет сравнение с Ил-76? Это же машины совершенно различного применения.
Ил-76 - основной и самый известный тяжелый транспортник России, вот с ним и сравниваем...
(очень люблю Ил-76...)
После развала СССР всякие заграничные обезьяны пытались нас убеждать, что советское образование ни в какое сравнение с западным не идёт и вообще, СССР был отсталой страной.
Проклятые бандарлоги!
И угораздило же Маугли с ними связаться!
Надо сказать, что "бандерлоги", к сожалению преуспели в реализации своего подлого плана
Маленькая поправочка. Ан-22 не был самым большим самолётом в мире.
Он был самым большим сухопутным самолётом в мире, или самым большим серийным самолётом в мире. Но Хьюз построил свой "Геркулес" ещё в 1947 году, и вот этот самолёт удерживал титул "самого большого" очень долго. А по размаху крыльев так и ещё дольше. Да и грузоподъёмность у "Геркулеса" почти такая же, как у "Антея", хотя "Геркулес" деревянный, а "Антей" металлический.
Хотя, конечно, с одинаковым грузом "Антей" улетит дальше и быстрее...
Спасибо за комментарий, но тогда корректнее будет сказать - самый большой "ЛЕТАЮЩИЙ" самолет, ведь не секрет, что Hercules, пилотируемый самим Хьюзом, совершил свой первый и ЕДИНСТВЕННЫЙ полёт, поднялся в воздух на высоту 21 метр и пролетел ВСЕГО ДВА!!! километра, больше он не летал.
рашики до сих бредят о СССР.
Дебилы, что с них взять
Разберём полёты. :-)
1. До настоящего времени Ан-22 является единственным в мире самолетом, который способен с тяжелым грузом приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы и взлетать с них.
Враки. ИЛ-76 летает с грунта ничуть не хуже, не говоря уж об Ан-12 и Геркулесе.

2. И это все еще самый большой в мире турбовинтовой самолёт.
По какому критерию? Винтовой В-36 имел размах крыла 70 метров.
Справедливости ради, там гибридная силовая установка, но винты, тем не менее.

3. Ан-22 конкурировал с Ил-76, а потом и с Ан-124. Ан-124 может перевезти до 90 т.
крупногабаритных грузов на 9 тыс. км, а Ил-76 - максимум 45.

ИЛ-76 везёт 45т на 4500км, каждые дополнительные 800км (час полёта) отнимут от груза по 6 тонн.
9000 км Ан-22 - это перегоночная дальность без груза. При взлётной 205т и массе снаряжённого 120т на груз плюс топливо останется 85т. Берём 45 груза (как 76-й), на топливо останется 40 тонн.
При среднем расходе в 5 тонн это 7 часов (- АНЗ) на скорости 550 км.ч это 4900 км, то на то.

4. А расход топлива у «Ила» больше. --Так он и быстрее!
Ан-22 при этом способен поднять в воздух 60 т. при расходе топлива, значительно меньшем, чем у «Руслана». То есть Ан-22 эффективнее Ил-76.

Почему мы сравниваем луну и яичницу? У АН-2 расход топлива ещё меньше, и что?
Надо оперировать тогда уж удельным расходом кг топлива на кг груза на километр пути.
А то получается: Запорожец лучше Камаза, хоть везёт меньше, зато расходует меньше Жигулей.

5. При этом, в отличие от Ан-124, которому для взлета нужно не менее 3 км полосы, «Антею» достаточно 2,5 км.
Пустому Руслану хватит и двух км, а АН-22 с 125т Руслановского груза вообще не взлетит.